Опрос
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОСЕЛОК ХАНЫМЕЙ
АДМИНИСТРАЦИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 октября 201 3 г. № 76
Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики
муниципального образования поселок Ханымей на 2014-2016 годы
В соответствии с решением Собрания депутатов муниципального образования поселок Ханымей от 15 марта 2008 года № 15, с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2009 года № 88 «Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании поселок Ханымей» постановляет:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования поселок Ханымей на 2014-2016 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Снять с контроля и считать утратившим силу постановление Главы поселка от 12.11.2012 года № 57 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования поселок Ханымей на 2013-2015 годы».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности – главного бухгалтера Л.Г.Кутейникову.
Глава поселка С.С. Ващенко
Приложение
к постановлению Администрации
поселка
от 25 октября 2013 г. № 76
Основные направления бюджетной и налоговой политики
муниципального образования поселок Ханымей на 2014 - 2016 годы
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования поселок Ханымей (далее – поселок Ханымей) на 2014 - 2016 годы подготовлены в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 4.1 решения Собрания депутатов муниципального образования поселок Ханымей от 15 марта 2008 года № 15, с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2009 года № 88 «Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании поселок Ханымей»
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики поселка Ханымей осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, основных направлениях налоговой политики Российской Федерации от 07 мая 2012 года.
Целью разработки основных направлений бюджетной и налоговой политики поселка Ханымей является определение общих параметров долгосрочной устойчивости бюджетной системы поселка Ханымей и повышение эффективности управления муниципальными финансами в среднесрочной перспективе.
II. Итоги бюджетной и налоговой политики
в 2012 году и в первой половине 2013 года
Бюджетная и налоговая политика поселка Ханымей, являющаяся одним из инструментов достижения целей социально-экономического развития, позволила в 2012 году и в первой половине 2013 года решить задачи, связанные с обеспечением социальной и экономической стабильности поселка.
Основными итогами успешно реализованной бюджетной и налоговой политики в 2012-2013 годах являются показатели устойчивости и предсказуемости бюджетной системы поселка Ханымей, улучшение качества жизни населения, повышение эффективности бюджетных расходов, гарантированное выполнение в полном объеме всех социальных обязательств.
По итогам исполнения за 1 полугодие 2013 года в бюджет поселка Ханымей поступило 57 517 тыс. рублей налоговых и неналоговых платежей. Снижение налоговых и неналоговых доходов бюджета поселка Ханымей за 1 полугодие 2013 года по сравнению с 1 полугодием 2012 года составил 50 процентов или 58 636 тыс. рублей. Снижение поступления доходов было связано со снижением перечислений прочих межбюджетных трансфертов, передаваемые бюджетам поселений.
Бюджет поселка Ханымей за 2012 год по расходам исполнен в сумме 88 483 тыс. рублей, исполнение бюджета поселка Ханымей по расходам составило 47 530 тыс. рублей.
В 2012 году продолжилась реализация комплексной реформы, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности деятельности муниципальных учреждений.
С 01 января 2012 года финансирование деятельности бюджетного учреждения культуры поселка Ханымей осуществляется за счет субсидии на выполнение муниципального задания.
В 2012 году успешно реализованы мероприятия Программы по повышению эффективности бюджетных расходов поселка Ханымей. В ходе реализации программы заложены основы для перехода к программному бюджету, усовершенствованы механизмы финансового контроля, обеспечена информационная составляющая управления муниципальными финансами.
Итогами реализации бюджетной и налоговой политики в 2012-2013 годах являются эффективно реализованные бюджетные полномочия Администрации поселка Ханымей, которые позволили сформировать необходимую базу для совершенствования бюджетного процесса в рамках проводимого реформирования муниципальных финансов.
III. Основные направления налоговой политики
Основные направления налоговой политики поселка Ханымей на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов подготовлены в рамках составления проекта бюджета поселка на очередной год и двухлетний плановый период и определены с учетом преемственности базовых целей задач налоговой политики в предыдущих периодах.
В трехлетней перспективе 2014-2016 годов приоритеты налоговой политики поселка Ханымей останутся такими же, как и ранее.
Этому будут способствовать следующие направления:
- обеспечение тесного взаимодействия со всеми администраторами доходов, направленного, в первую очередь, на безусловное исполнение всеми налогоплательщиками платежной дисциплины;
- повышение эффективности контроля использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, проведение своевременной претензионной исковой работы с неплательщиками указанных платежей и осуществление мер принудительного взыскания задолженности.
По прежнему значительное внимание будет отводиться обеспечению эффективности управления муниципальной собственностью за счет совершенствования механизмов управления.
Основной задачей налоговой политики на 2014-2016 годы является реализация мер, направленных на увеличение доходного потенциала налоговой системы, повышение уровня собственных доходов бюджета поселка. Налоговая политика в муниципальном образовании будет формироваться также с учетом изменений, принятых и планируемых к принятию на федеральном уровне, основными из которых являются:
1. Введение налога на недвижимость, призванного заменить действующие на территории поселка земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Данная мера, как предполагаемая, будет способствовать созданию эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в средне- и долгосрочной перспективе.
Введение местного налога на недвижимость требует проведения организационной работы по массовой оценке объектов недвижимости, а также земельных участков некоторых категорий земель, формирование объективной налогооблагаемой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. После законодательного установления элементов налогообложения по налогу на недвижимость надлежит оценить влияние введения налога на недвижимость на наполнение бюджета поселка. При этом необходимо, чтобы введение нового налога, с одной стороны, обеспечило справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью, а с другой стороны, было социально приемлемым и осуществлялось с учетом сложившегося уровня доходов населения и не привело к росту налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан.
2. Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в части распределения нормативов от налога на доходы физических лиц в бюджет муниципального района. С 01 января 2014 года норматив составит: 5 процентов с территории поселений; 15 процентов с межселенной территории.
3. Федеральный закон от 03 декабря 2012 года № 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает обязательный характер создания муниципальных дорожных фондов с 01 января 2014 года. Одним из источников формирования муниципального дорожного фонда станут акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджет района по дифференцированным нормативам.
В целях увеличения собираемости платежей в бюджет и совершенствования взаимодействия со всеми участниками бюджетного процесса на предстоящий год и плановый период необходимо выполнение мероприятий, поставленных ранее:
- наращивание налогового потенциала;
- мобилизация налоговых и неналоговых доходов в бюджет района в полном объеме, в том числе за счет дальнейшего совершенствования качества администрирования;
- создания для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты законно установленных платежей.
Резервами увеличения налоговых поступлений в бюджет поселка будут являться расширение перечня объектов налогообложения земельным налогом, ввдение налога на недвижимость.
IV. Основные направления бюджетной политики
При разработке основных направлений бюджетной политики поселка Ханымей учтена государственная политика Российской Федерации и автономного округа в вопросах сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы, а также развития социальной сферы.
Таким образом, основными задачами бюджетной политики поселка Ханымей будут являться:
- повышение эффективности расходов и переориентация бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений развития поселка Ханымей;
- безусловное выполнение принятых расходных обязательств;
- долгосрочная сбалансированность бюджета поселка Ханымей;
- достижение измеримых, общественно значимых результатов в социальной сфере, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
Основными направлениями бюджетной политики в среднесрочном периоде будут являться:
1. Формирование параметров бюджета поселка Ханымей на среднесрочную перспективу, исходя из безусловного исполнения принятых расходных обязательств, четким разграничением приоритетности бюджетных расходов, с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Основной целью управления муниципальными финансами является обеспечение выполнения расходных обязательств поселка Ханымей и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
Учитывая, что проект бюджета поселка Ханымей на 2014-2016 годы будет формироваться в условиях ограниченного роста доходов с одновременным увеличением объема расходных обязательств поселка Ханымей, связанных с реализацией майских указов Президента Российской Федерации, главным инструментом сохранения сбалансированности бюджета поселка Ханымей является проведение мероприятий по оптимизации бюджетных расходов.
Для обеспечения данной цели необходимо скоординировать действия всех участников бюджетного процесса по совершенствованию действующей системы бюджетного планирования.
Проведение мероприятий по оптимизации не возможно без определения приоритетов бюджетных расходов, как в целом по бюджету, так и в рамках ведомственных расходов отдельно взятого субъекта бюджетного планирования. При этом недопустимо сокращать объем предоставляемых муниципальных услуг, а также снижать качество их предоставления.
В этой связи необходимо:
- осуществлять нормативное правовое регулирование в сфере бюджетного процесса;
- организовать качественный бюджетный процесс, включающий стадии планирования, исполнения, формирования отчетности и контроля;
- формировать бюджет в рамках и с учетом долгосрочного прогноза параметров бюджетной системы;
- проводить взвешенную и предсказуемую бюджетную и налоговую политику;
- обеспечивать доступность информации по рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета поселка Ханымей.
2. Повышение результативности бюджетных расходов, создание механизмов по стимулированию выявления и использования резервов для достижения планируемых результатов (программно-целевых методов управления).
Главная задача программно-целевого принципа заключается в том, чтобы переориентировать бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета к управлению результатами за счет расширения полномочий и повышения ответственности участников бюджетного процесса в условиях четких планов на среднесрочную перспективу.
Необходимо внедрять в бюджетный процесс механизмы, которые выступят в качестве инструмента, обеспечивающего увязку бюджетных расходов и предполагаемых конечных результатов развития соответствующей социально-экономической сферы на долгосрочный период, то есть обеспечат увязку между бюджетным и стратегическим планированием.
Таким инструментом должен быть переход на формирование бюджетных расходов в рамках муниципальных программ.
Начиная с 2014 года, бюджет поселка Ханымей будет формироваться в структуре муниципальных программ, при этом реализация самих программ будет целиком зависеть от ответственных исполнителей, качества подготовленных ими документов, разработанных механизмов реализации и контроля за мероприятиями муниципальных программ.
В свою очередь бюджетное планирование (определение объема бюджетных средств на реализацию муниципальных программ) в дальнейшем будет зависеть исключительно от оценки эффективности реализации соответствующей муниципальной программы. Неэффективные программы будут сокращены или полностью исключены из бюджетного финансирования.
Также в рамках перехода к программному бюджету необходимо обеспечить возможность использования муниципальных программ в качестве полноценных инструментов стратегического и бюджетного планирования.
В тоже время, учитывая важное значение муниципальных программ в социально-экономической жизни общества, необходимо одновременно с рассмотрением проекта бюджета поселка Ханымей обеспечить максимально широкое публичное обсуждение программ, в том числе в части бюджетных расходов.
3. Оценка эффективности новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации.
Переход на программный бюджет потребует пересмотра ряда расходных обязательств, часть из них потребуют дополнительного финансирования, а другие будут признаны не эффективными. Возможно, потребуется принятие новых расходных обязательств.
В условиях, когда дополнительные доходные источники наполнения бюджетов отсутствуют, особенно тщательно нужно подходить к принятию новых расходных обязательств.
Субъекты бюджетного планирования в обязательном порядке должны определить приоритетные расходные обязательства, позволяющие достичь наилучших результатов, в том числе, в долгосрочном периоде. При этом, основной вектор при отборе приоритетных направлений принимаемых обязательств должен быть направлен на реализацию мероприятий, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Вместе с тем, следует установить бюджетные ограничения по объему роста расходов, поскольку ситуация наращивания бюджетных расходов, без поступлений дополнительных доходов, станет причиной превышения ограничения размера дефицита бюджета поселка Ханымей, что является недопустимым.
Поэтому целесообразно с 2014 года для финансирования принимаемых расходных обязательств, изыскивать средства, прежде всего за счет внутренних источников, то есть в рамках общего объема ассигнований предусмотренных в бюджете поселка Ханымей по соответствующему ведомству.
В случае необходимости выделения дополнительных финансовых ресурсов иметь обоснование целесообразности принятия соответствующего обязательства, а также предложения по источнику финансирования.
4. Оптимизация расходов бюджета поселка Ханымей.
В рамках решения задач, связанных с увязкой стратегического и бюджетного планирования, в обязательном порядке необходимо проинвентаризировать действующую систему бюджетных расходов и найти способы ее перестроить (оптимизировать) под стоящие цели и задачи социально-экономического развития поселка.
Наличие определенных сложностей бюджетного финансирования не должно быть препятствием для развития инфраструктуры поселка Ханымей. Необходимо максимально задействовать все источники финансового обеспечения приоритетных задач экономики поселка Ханымей, особенно в таких сферах, как развитие транспортной, энергетической инфраструктуры, модернизация промышленности, развитие инновационной экономики. При этом важной задачей перед Администрацией поселка Ханымей стоит проблема привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты. Необходимо применять такие инструменты, которые бы позволили снизить нагрузку на бюджет.
Должны быть четко определены приоритеты в расходовании бюджетных средств. Поддержка реального сектора экономики за счет бюджетных средств должна оказываться по веским основаниям, финансовая помощь должна выделяться только в обоснованных и выверенных размерах.
Для сокращения неэффективных расходных обязательств и выявления экономии бюджетных средств по действующим расходным обязательствам необходимо разработать комплекс мер, направленных:
- на оптимизацию расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
Осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд должно быть ориентировано на соблюдение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В отношении планирования расходов бюджета поселка Ханымей на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд района в 2014-2016 годах необходимо исходить из следующего.
Начиная с 2013 года, Правительством Российской Федерации уже второй год подряд принимаются решения о сокращении данных расходов федерального бюджета на 5 %. Это направление оптимизации бюджетных расходов целесообразно применить в отношении бюджета поселка Ханымей. В связи, с чем следует ежегодно рассматривать и принимать решение по параметрам оптимизации расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд на уровне не ниже аналогичных решений, принятых Правительством Российской Федерации.
Администрации поселка Ханымей в отношении планирования расходов местных бюджетов рекомендуется также исходить из принципов оптимизации расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
- на оптимизацию бюджетной сети и численности работников органов местного самоуправления поселка Ханымей.
В рамках данного мероприятия необходимо осуществлять меры по оптимизации бюджетной сети, а также ограничить рост численности работников органов местного самоуправления Администрации поселка Ханымей.
При этом, в зависимости от эффективности работы, будут приниматься решения о целесообразности содержания соответствующей штатной численности органов местного самоуправления Администрации поселка Ханымей.
5. Повышение качества бюджетного планирования на основе муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг и нормативов затрат на оказание муниципальных услуг.
Актуальной остается необходимость повышения качества предоставления муниципальных услуг.
Формальный подход использования муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг, отсутствие единой методологии формирования нормативных затрат свидетельствует о том, что фактически финансовое обеспечение муниципальных заданий осуществляется на основе достигнутых ранее результатов.
Приоритетным направлением бюджетной политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов является постепенный переход с 2014 года на формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения. При этом за муниципальными образованиями сохранятся полномочия по дополнению и детализации данного перечня, а также определению объема расходов на оказание соответствующих муниципальных услуг.
В целях реализации данных нововведений необходимо активизировать работу по дальнейшему совершенствованию нормативной базы соответствующей отрасли, в части касающейся формирования и выполнения муниципального задания, а также определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.
Учитывая что, с 2014 года бюджет поселка Ханымей будет формироваться по программному принципу, основные параметры муниципальных заданий должны быть включены в состав соответствующих муниципальных программ в качестве целевых показателей их исполнения.
6.Совершенствование системы оплаты труда в бюджетном секторе.
Реформа системы оказания муниципальных услуг тесно связана с решением задачи по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.
Вопросами оплаты труда в бюджетном секторе в муниципальном образовании поселок Ханымей всегда уделялось важное значение. Бюджетная политика прошлых периодов была направлена на снижение дифференциации уровня заработной платы между работниками бюджетной сферы и основных отраслей экономики района.
Учитывая, что вопросы, связанные с повышением заработной платы работников бюджетного сектора, носят не разовый (одномоментный) характер, а направлены на долгосрочный период, необходимо уделить особое внимание системе совершенствования оплаты труда в бюджетном секторе.
Повышение оплаты труда должно быть обусловлено кардинальным повышением эффективности оказания муниципальных услуг, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от ее производительности.
Кроме того, необходимо активнее внедрять инструменты, повышающие прозрачность оплаты труда руководителей данных учреждений, позволяющие установить зависимость заработной платы руководителя от качества работы самого учреждения и средней заработной платы его персонала.
В качестве финансового источника мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда в бюджетном секторе должны использоваться, прежде всего, внутренние резервы муниципальных учреждений, в том числе за счет средств от деятельности, приносящей доход.
7. Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.
Одной из главных проблем в сфере управления муниципальными финансами является недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления, низка степень вовлечения гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Прозрачность и открытость муниципальных финансов является реальным инструментом повышения эффективности использования бюджетных средств.
Следует отметить, что в этом направлении в муниципальном образовании поселок Ханымей реализуются некоторые мероприятия. В среднесрочном периоде необходимо развивать имеющиеся механизмы и внедрять новые, включая интеграцию в общероссийские проекты, такие как создаваемый единый портал бюджетной системы, на котором будут размещаться систематизированная актуальная информация о формировании и исполнении всех бюджетов – от федерального до поселенческих.
Решая задачи прозрачности в сфере финансов необходимо понимать, что эта область муниципального управления специфична и зачастую непонятна гражданам. Поэтому, в открытом доступе должны быть не только документы, необходимые узкому кругу специалистов, но и информация, способная в понятой для граждан форме донести представление о направлениях расходования бюджетных средств, системе целей и результатов проводимой бюджетной политики. В этой связи, соответствующим органам местного самоуправления муниципальном образовании поселок Ханымей, нужно продолжить работу по созданию в сети Интернет «Бюджета для граждан» и установить контроль за наполнением данного ресурса.
Также, следует более активно использовать такие инструменты открытости бюджетного процесса, как опрос населения и проведение независимого экспертного обсуждения проекта решения о бюджете поселка Ханымей. Это позволит более оперативно реагировать на нужды населения, а также усилит общественный контроль за бюджетными расходами.
8. Усиление роли финансового контроля.
Бюджетная политика в области муниципального контроля на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов направлена на дальнейшее развитие системы муниципального контроля. Совершенствование муниципального финансового контроля должно основываться на изменениях бюджетного законодательства Российской Федерации и развиваться по следующим направлениям:
контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в целях эффективного использования бюджетных средств;
организацию внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
усиление ответственности конкретных должностных лиц, допустивших нарушения требований законов и иных нормативных актов;
переориентацию на контроль за результатами использования бюджетных средств;
обеспечение своевременности, достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям отчетной информации, а также сведений, необходимых для составления и исполнения бюджета поселка Ханымей;
повышение отдачи от использования бюджетных средств, осуществление контроля за соблюдением муниципальными учреждениями требований к объемам и качеству оказания муниципальных услуг.
В связи с чем, в первоочередном порядке необходимо создать нормативную правовую базу, отвечающую требованиям действующего бюджетного законодательства Российской Федерации, определив направления и зоны ответственности всех участников бюджетного процесса в области осуществления финансового контроля, заложив тем самым правовые основы эффективного и целевого использования бюджетных средств.